?

Log in

No account? Create an account
Музыкой навеяло - Konstantin Savenkov [entries|archive|friends|userinfo]
Konstantin Savenkov

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Музыкой навеяло [Nov. 9th, 2006|12:02 pm]
Konstantin Savenkov
[Current Mood |scientific]

Есть такой известный анекдот, что мол кто может делать -- тот делает, кто не умеет делать -- тот учит, а кто не умеет учить -- тот разрабатывает методику обучения. Я бы не сказал, что этот анекдот соответствует моей картине мира, но он довольно метко подчёркивает определённые его изъяны. Ну да я не об этом. Просто вспомнилось. К написанному ниже можно относиться как к методике, ага.

Да, а я вот о чём. В творчестве/искусстве (имеется ввиду не его техническая составляющая, которая тоже всегда есть) тоже можно наблюдать, скажем так, разные классы деятелей. Вот, например, есть Творцы и Критики. Это, на самом деле, разные люди, и исходят они из разных побуждений. Однако промеж самих Творцов и Критиков очень часто возникает путаница, приводящая к разным забавным экскрпоследствиям.



Про Критиков

Работа Критика состоит, в общем-то, в следующем. Он смотрит на Объект (фотография, картина, песня, проза et cetera), и у него (как и у любого другого человека) формируется Эмоциональное Впечатление (рулез или ацтой). Правда, ему сложнее, чем другим людям, потому что он по долгу службы видит всё это уже в NN-й раз, и приходится сдерживать подкатывающую тошноту. Но что делать -- назвался груздем. После чего начинается его основная работа -- понять, почему у него образовалось то или иное впечатление, и рассказать об этом окружающим. Конечно, Критик предпочёл бы просто рассказать окружающим, тогда можно не сдерживаться в словах и упиваться. Но фиг-то. Рассказывать приходится в том числе и Творцу, поэтому Критик старается быть выдержан в формулировках и точен.

Про Творцов

Мотивы у Творцов могут быть разными. У кого-то просто Творческий Прорыв, он вот это самое делает (как правило, уединяется где-нибудь), после чего смотрит и думает, выносить ли. На свет и пред очи. Кто-то ставит своей целью Захват Мира (искусства, конечно же), поэтому творит не просто так, а с умыслом. А кто-то и не творит вовсе, так, занимается чем-то, а оно само по ходу получается.

Про Объекты

Есть очень хорошая формулировка, что <подставить -- фотография, песня, картина> должна быть либо без претензий, либо без изъяна (© кто-то из жюри 2CH).. А вот если с претензиями и изъянами -- уж извините. Критики вас поймают, отметелят по полной, и в чём-то будут правы. Ибо претензий, если по совести, каждому и так хватает.

Про Web 2.0

Но всё бы ничего, когда это в реале происходит. Снимаешь карточки для домашнего альбома -- да пожалста, Критик по фотографии в альбом смотреть не будет, он вообще фотографии, распечатанные меньше А3 не воспринимает и думает, что это -- почтовые марки. Анекдоты рассказываешь или байки травишь -- да ради бога, Критик по прозе информацию воспринимает только с бумаги, а письма ему уже почти не пишут задолбал потому что. То же самое с остальными. Ну разве что критик по Авторской Песне буркнет чего иной раз, сидя у костра, но на него посмотрят с укоризной, потянутся к топору, он и успокоится.

Но у нас же, блин, Веб-Два-Точка-Ноль. То есть написал чего-где, так Яндекс тут как тут, и Гугл тоже рядом. И вообще, социальные сети. Принято считать, что такой вот веб даёт возможность всем Творцам себя реализовать. Ага. И Критикам тоже. Т.е. свой забор есть не только у каждого метящего попасть в Анналы, но и у каждого, кто Анналы хочет от таких деятелей защитить. Причём адекватность притязаний большинства представителей этих достойнейших человеков обратно пропорциональная доступности заборов.

И начинается Священная Война. Кто страдает? Правильно, Анналы и те, кто без претензий. Остальные получают удовольствие.

Про беса претензий

Вот, например, занимается Критик изучением Творчества в ЖЖ (вам уже смешно?). ПулиПосты свистят, море крови. И дрогнувшей рукой нажимает на линк не того журнала. И видит там Объект. Его, конечно, возмущает, что Это претендует На. Оно и понятно, любого бы возмутило. Очередь слева, контрольный кг/ам, короткими перебежками дальше. Автор же, который совершенно случайно оказался без претензий, остался в позе дедушки без кислородной маски. То есть, конечно, он не успел просто выдумать претензии, прошло бы два дня, он бы добавил соответствующий комментарий, и всё было бы справедливо (ну да, а зачем он иначе _публикует_ Это в сети, это вам любой Критик скажет). Но вот блин не успел. А пуля дура. Но это ладно, жертвы среди тех кто без претензий (АКА мирные жители) -- нынче не редкость. Жила-была девочка, сама виновата (© анекдот).

Опять про Творцов

Бывает более зрелищно. Это когда Творец не вполне осознаёт, что Критик -- он не обязательно Творец тоже. И что он его в говносерую массу втапливает не потому, что считает себя более крутым Творцом, а по неким, скажем так (как говорят Критики), "свойствам объективного хаrактеrа, пrисущим данному твоrчеству". Хотя ежу понятно, какая там объективность. Ну да ладно. В общем, Творец бросается на поиски того, чего натворил сам Критик (ну там, по молодости или без претензий, с кем не бывало). И находит. Ну, потом начинаются базары на тему того, кто кому в носу ковырять запрещает или у кого где полено заметнее торчит. Понятно. Что называется, вот и поговорили.

И снова про Творцов

Таки это не самое зрелищное было. Есть же куда интереснее. Это когда Творец (ага, с претензиями), думающий про Критиков то, что написано абзацем выше, идёт мочить других Творцов сам встаёт на защиту Анналов. О-о... Не-подходи-брызгами-заляпает. Он же, поди, думает, что во-первых, сам уже в Анналах, во-вторых, что места там больше нету, в третьих, что Критики -- это такие же, как и он сам (а про себя он может и не очень хорошо думает; должны же быть в человеке ростки самоанализа). Ну, те которые мирные жители, те вообще отдыхают. Ибо нефиг повышать энтропию там, где настоящие человеки Творят. А каждый второй -- так и вообще скрытый оппортунист. А места -- нету, не-ту. Просили больше не занимать.


Мда. Вот что бывает, когда оторвёшься от диссера на почитать ЖЖ. Зло, как есть зло. Запретить.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: gevor
2006-11-09 10:18 am (UTC)
!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yushi
2006-11-10 03:05 pm (UTC)
Я что-то пропустил? Или это так, в чистом виде мысли о вечном?

К этой картинке у меня одна претензия — в наличие универсальных Анналов я не очень верю. У нас же это… *неуверенно* поцмодерн? А Интернет это же… как её… ризома? *с нарастающей уверенностью* Где репрессивные культурные практики, поддерживающие метанарратив, деконструируются, уступая место неиерархической сетевой структуре… *сбивается, испуганно замолкает*
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savenkov
2006-11-10 04:26 pm (UTC)
Отчасти навеяно вот этим, ну и тому подобным.

Так а кто говорит, что они универсальные? Они, как и Родина, у каждого свои. Особенно это, в условиях неие... неиё... нуеё...
(Reply) (Parent) (Thread)