?

Log in

No account? Create an account
О как - Konstantin Savenkov [entries|archive|friends|userinfo]
Konstantin Savenkov

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О как [Jan. 7th, 2007|06:42 pm]
Konstantin Savenkov
[Tags|]
[Current Mood |thoughtfulthoughtful]

В su_ksp вновь заговорили о вечном, хехе.

Поскольку добавлять в мемориз комменты не получается, делаю репост у себя:

Фрагмент комментария Линор Горалик (snorapp):


Большинство существующих аналитических работ по АП, впрочем, рассматривают феномен авторской песни инкапсулированно и не отвечает на заданный автором исходного поста вопрос о том, почему почти все, кто отвергает, не принимает, не выносит культуру так называемой авторской песни, обычно олицетворяемую аббревиатурой КСП, не в состоянии говорить о ней спокойно? Если подходить к этому конкретному вопросу, то мне видится целесообразным рассматривать следующие аспекты.

1. Этот "феномен острого неприятия" захватывает, в подавляющем большинстве, строго определенную группу населения: 25+, образование высшее по крайней мере во втором поколении (это, за редкими исключениями, важно), "культурно активны" (т.е., по крайней мере, читают или считают себя людьми читающими). Эти демографические параметры в другой расшифровке дают уже всем понятно, что: это люди, росшие в среде советской интеллигенции (в кавычках или без), "открытые" (exposed) авторской песне с детства или с ранней юности и имеющие эмоциональные привязки к АП, в т.ч. ситуационные (не только "что в песенке поется", но и события личной жизни, связанные с прослушиванием/исполнением/... АП).

Эмоциональное отторжение от переживаний/воспоминаний/ценностей собственной юности/молодости/ранней зрелости ничего загадочного собой не представляет, и трудов по этому "отторжению" (вытеснению, позитивному коннотированию) - как лыж у печки. Особое внимание в этих трудах уделяется переносу негативной эмоции с ситуации на триггер, вызывающий воспоминания о ней (в данном случае - АП).

2. Для группы, описанной в п. 1, в период их юности (а для старших представителей группы - и с более поздние периоды, пришедшиеся на советскую эпоху), сама АП, а также интерес к ней/участие в ее бытовании хотя бы в качестве пассивных слушателей служили маркером принадлежности к определенной, милой сердцу категории населения.

В данный момент подавляющее большинство представителей рассматриваемой демографической группы интуитивно или отрефлексированно осознает, что категория, к которой они причисляли себя, не в последнюю очередь, посредством АП, 1) более не существует, 2) была, по мнению многих, курьезна и сегодня снабжена рядом неприятных стереотипических ярлыков), 3) совершенно не соответствует их сегодняшнему самоопределению. Естественно, АП, как один из маркеров отринутой самоидентификации, вызывает неприязнь.

3. На сегодняшний день АП в ее нынешнем бытовании ассоциируется (возможно, несправедливо) с некоторым образом жизни, воспринимающимся, по уже изложенным причинам, как архаичный, и, как всякая архаика, вызывает ироническое отношение. Другая ассоциация, связанная с сегодняшней АП - эскапизм, который в советские годы рассматривался как признак "возвышения над реальностью", а сегодня - как признак неспособности к ее прагматическому восприятию, что меняет оценку с положительной на отрицательную. Здесь же, видимо, следует добавить, что у большинства "неприятелей АП" (см.п. 1) предмет ассоциируется с собственным детством/юностью/ранней молодостью, а потому и увлеченность предметом ассоциируется с раздражающим инфантилизмом, с ощущением, что эти люди "застряли в детстве" (что является, конечно, чистой проекцией, но проекцией работающей).

Здесь я намеренно рассматриваю только самые общие, и, на мой взгляд, системообразующие вещи. Остается в стороне: обсуждение сегодняшнего бытования АП и тех аспектов этого бытования, которые способны вызывать раздражение; пресловутые вопросы "качества текстов" и "количества аккордов"; ценности АП в построении современной культуры/в нынешней культуре/в будущем культуры всех народов. Эти вопросы, безусловно, важны для тех, кто действительно хотел бы проводить подробный анализ приятия/неприятия АП в сегодняшней культуре, - но мне кажется, что если бы мы рисовали "пирог" и делили его на сегменты, то наибольшая доля раздражения пришлась бы на перечисленные пункты 1,2,3.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: gen_shen
2007-01-07 04:36 pm (UTC)
не найду, что сказать по теме, кроме того же О КАК.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savenkov
2007-01-07 05:00 pm (UTC)
Я не знаю, насколько это очевидно из процитированного -- вокруг АП встречаются (к сожалению) два знаковых отношения друг к другу людей "в" и "вне". Одно из них можно охарактеризовать цитатой "До определённого момента я не понимал, как можно быть хорошим, добрым, интеллигентным человеком, и при этом не любить АП"©не_скажу_кто, другое -- упомянутой идиосинкразией относительно всего, что к АП относится. Оба явления крайне забавны, но иногда выливаются в достаточно неприятные следствия.

Собственно, поэтому такая (психо)аналитика и кажется интересной :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: podsolnushka
2007-01-07 08:28 pm (UTC)
Большое спасибо за этот репост! Много думала нифига не думала, но хочется бежать подписываться под.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: svet_1ana
2007-01-10 12:31 pm (UTC)
Меня заинтересовал этот пост. Специально пошла расспросила мужа - он убежденный нелюбитель пения под гитару в стиле АП. Несмотря на то, что он как раз попадает в выбранную социальную группу (за 25, высшее образование в непервом поколении, читающий), ни одна из перечисленных причин антипатии к нему не относится. А основным источником неприятия он называет сентиментальность, либо навязывание чуждых ему чувств (в зависимости от текста) на фоне довольно-таки посредственной мелодии и вокала (как правило). А никаких "ассоциаций детства" он не припоминает.
Вот так. Может, стоит сузить категорию людей, попадающих в этот анализ? ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savenkov
2007-01-10 12:45 pm (UTC)
Ну, в цитате описывается ряд возможных причин, в оригинальной дискуссииесть ещё некоторое количество. Насчёт сентиментальности там тоже что-то было)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savenkov
2007-01-10 01:02 pm (UTC)
Собственно, речь-то идёт не о нелюбви, а о идеосинкразии в данному явлению. У идеосинкразии, как правило, есть свои корни. У нелюбви -- ну, не нравится и не нравится. Как там у Булгакова было насчет нежелания покупать журнал за 50 копеек в пользу немецких детей? :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: svet_1ana
2007-01-10 02:38 pm (UTC)
Ну, я несколько смягчила формулировку. ;)
Но ему от этих песен становится действительно плохо, это факт.
А если имеются в виду именно случаи, имеющие свои корни, то тут, конечно, не поспоришь - наверняка эти корни тянутся из детства-юности. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-01-10 03:16 pm (UTC)
Мне казалось, что все случаи, когда человеку с в/о становится плохо от чего-то (а не просто не понравилось-отвернулся), имеют свои корни :-)
Ну, вам виднее)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savenkov
2007-01-10 03:17 pm (UTC)
Залогинится забыл)
(Reply) (Parent) (Thread)