Часть 3, Лукла-Монжо - Konstantin Savenkov [entries|archive|friends|userinfo]

Konstantin Savenkov
[Tags|, , , ]

(начало: 1, 2)

Вечером купили в Лукле газ (fixed price 600нр за 300гр баллон, в Намче уже 1000нр) и воду (100нр за 1л бутылку в Лукле, 150нр в Намче, выше -- 200нр). Учитывая количество лямблий в местной воде и низкую температуру кипения оной на высоте, бутилированная вода -- a must have.

Утром выдали нашим "забросочным" портерам три сумки до Лобуче, похватали рюкзаки и выступили по тропе, ведущей в базовый лагерь Эвереста (ЕБЦ, она же -- продолжение главной улицы Луклы). По дороге ещё раз покрутили барабаны (теперь мы знаем, что это нужно делать по часовой стрелке). И вот, наконец, городские ворота.

Вскоре мы увидели первые снежные вершины: Конгде-Ри и Кхумбила. На широкой террасе под склонами Конгде-Ри на высоте 4250м стоит отель Yeti Mountain Home и проходит тропа, с которой открывается вид на всю Сагарматху. К сожалению, в этот раз мы туда так и не добрались.

Отсюда до Монжо (входа в нацпарк) -- широкая, вырубленная в скалах тропа. Небольшие посёлки с лоджами и ти-шопами сменяют друг-друга, на расстоянии получасовых переходов встречаются полочки для отдыха портеров: на них удобно отдыхать, опираясь рюкзаком.

Впрочем, это -- не портер, а какой-то шерпа-гид. Настоящие портеры выглядят вот так:

Т-образная палка в руке -- многофункциональное устройство, на неё можно опираться при ходьбе, а также подставлять под груз во время остановки. Маоисты создали в Непале профсоюз портеров, который установил лимит переноски груза в 25кг/чел. Этот лимит ложится в основу всех калькуляций стоимости доставки груза. Носят при этом портеры всё равно по 40-50кг, за двоих. Хотя недавно на тропе появился профсоюзный чекпойнт, где портеров записывают и фиксируют груз. Впрочем, судя по фотографии, до него ещё далеко :-)

Почти сразу за "пригородом" Луклы мы встретили первый чекпойнт, на котором у треккеров проверяют карты TIMS. До Намче их ещё как минимум три, пара стационарных (в Монжо и Намче), 1-2 "стихийных".

На тропе постоянно попадаются буддистские артефакты: молитвенные камни (mani walls), молитвенные барабаны (mani wheels) и ступы. Ближе к Лукле -- ухоженные и покрашенные, дальше по тропе -- всё более аутентичные и утилитарные.

Кое-где молитвы выбиты прямо на громадных валунах и скальных стенках, образуя своеобразное граффити. Впрочем, с нашим знанием тибетского отличить "омманипадмехум" от "здесь был Вася" сложно.

Раньше я видел длиннющие подвесные мосты только на фотографиях и недоумевал, не находя их на Кавказе, Тянь-Шане и Памире. Теперь я понял почему -- они все здесь, в Гималаях. Вот кусочек моста рядом с Пхакдингом, дальше будут ещё.

В районе Токтока мы впервые встретили яков (вернее, они наконец нас нагнали). В узких местах вереница яков занимает всю тропу/мост, образуя пробки. К концу похода мы называли их "товарняками". Несмотря на грозный вид, управляются они легко: для изменения курса яка достаточно повернуть его голову, ухватившись за рог. Погонщики яков управляются гораздо хуже, любят ругаться и не давать обгонять свои нерасторопные караваны. Впрочем, и тут тычка локтем оказывается достаточно.

Яки на тропе -- мужики. Самки яков делают вид, что они -- коровы и пасутся либо шкерятся по хлевам.

Неподалёку от Токтока есть красивый водопад:

Хотя и без водопадов виды открываются великолепные:

Очередная ступа с расписным валуном:

Наконец, добрались до Монжо. В самом приличном лодже нам сказали, что комнаты только с душем и по 500 (эх, рано пришли!), поэтому мы дошли аж до самых ворот нацпарка, где в крайнем лодже удалось сторговать с 400 до 200 за комнату.

Впрочем, лодж оказался так себе -- с час хозяйские дети искали амбарные замки, чтобы мы могли запереть двери, да и мяса в меню не оказалось. Компанию соседей-индийцев это не очень смутило, а вот нам было не по себе.

А вот и ворота нацпарка, но туда -- завтра:

Устроившись, пошли гулять по окрестностям, чтобы улучшить акклиматизацию и аппетит -- как-никак, уже 2850. Ближайший монастырь оказался закрыт,

молитвенный барабан выше по склону -- разрушен,

так что пришлось залезть на локальную высшую точку, где обнаружилась древняя ступа неизвестного происхождения:

Отсюда же открылся потрясающий вид на долину Кхумбу, где нам предстоит подниматься завтра:

Вечером нас удивили индийцы, живущие этажом выше. Они собрались в одной комнате, стали пить и петь хором, пристукивая в такт по полу треккинговыми ботинками. Мы не остались в долгу, и где-то на "луче солнца золотого" последние звуки индийских мелодий смолкли.

(продолжение)

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: northern_wind
2011-11-02 10:46 pm (UTC)
аааааааа! *.*
вот все никак туда не доберусь
[User Picture]From: northern_wind
2011-11-02 10:47 pm (UTC)
а там такое.
[User Picture]From: alexandrushka
2011-11-03 06:40 am (UTC)
Эх, какое все знакомое... пора опять собираться
Небольшая поправка - это не яки - это joppka - помесь яка с коровой. Яки гораздо более лохматые, им на этой высоте жарко еще.
[User Picture]From: savenkov
2011-11-03 07:19 am (UTC)
"жопка" -- прекрасное название :-)

Да, выше мы видели более лохматых яков, похожих на тянь-шаньских, но решили, что внизу их просто стригут. А выходит помесь, вот оно что. Спасибо!
[User Picture]From: Nop
2011-11-03 09:57 am (UTC)
Примерно на трети от вершины водопада, на скальной полочке провешаны перила. Жаль что мы не смогли найти как туда забраться.
[User Picture]From: savenkov
2011-11-03 10:02 am (UTC)
Это, скорее всего, не перила, а трубка водопровода, видного на одной из фотографий.
[User Picture]From: alexey_matveev
2012-02-20 12:26 pm (UTC)
Это не яки, это дзо - смесь коровы с яком) А почему вы думаете, что это долина Кхумбу? Это долина реки Бхоте-Коши вроде бы. Долина Кхумбу - это же ледник перед Нуптце и Эверестом.

Edited at 2012-02-20 12:26 pm (UTC)
[User Picture]From: savenkov
2012-02-20 12:47 pm (UTC)
Вот оно что! А я правильно понимаю, что те, которые встречаются выше - полностью лохматые - это чистые яки?

Да, про Кхумбу просто написал по горной привычке, что река/ущелье называется по самому крупному леднику :-)
[User Picture]From: alexey_matveev
2012-02-20 01:03 pm (UTC)
Да, лохматые - это самые настоящие яки. Долина Кхумбу вот тут: http://matvein.users.photofile.ru/photo/matvein/349437/91519097.jpg Ну, вы были, видели)