Konstantin Savenkov (savenkov) wrote,
Konstantin Savenkov
savenkov

Кольский с ребенком

В начале июня мы решили в первый раз вытащить Анку (9мес) в нормальный поход. Девочка стала совсем большой, пора покупать спальник :-)




Маршрут - пешком от Кировска до Ревды, 110км за 10 дней.



По дороге было два приличных брода, и знающие люди предрекли мне плавание, тк в июне в Хибинах — весна и половодье. Но нас–то этим не испугаешь,
взяли пакрафт — и все дела.

Транспорт

Самолет Москва-Апатиты-Москва а/к "Северсталь", вот такой:



Ребенку в самолете понравилось, в основном буйно веселилась. Оказалось, что найти такси с автокреслом
в Апатитах/Кировске - нереальная проблема. Да что там в Кировске - даже в Москве такси с заказанным креслом для
грудного ребенка (и двойным подтверждением от диспетчера, что придет именно такое) пришло с бустером - пришлось ехать на метро.

В Кировске однако таксист с креслом в итоге нашелся - правда, уже не помню в какой конкретно компании.
Кажется, "Хаски". Из Ревды в Апатиты возвращались на автобусах (такси выходило совсем дорого) - очень удобно,
все стыковки происходят мгновенно, доехали быстро и дешево.

Спецснаряжение

На маршруте было две больших переправы (устье реки Мальвальтайок и залив Чудолахт), для которых взяли с собой пакрафт
с веслом (в сумме около 4кг).



Решили, что ребенка (на тот момент около 9кг) понесет Ира в эргорюкзаке, плюс около 10кг в обычном у нее и остальное у меня
(на старте в районе 33кг). Еще из спецснаряжения были всякие детские вещи типа подгузников, игрушек и спасжилета.
Для ребенка также брали детский спальник (Deuter LittleStar Exp).

Мы предполагали большое количество бродов и болот, но из-за экономии веса взяли не резиновые сапоги, а кроссовки и неопреновые носки.
Было отлично, даже на снегу (его оказалось несколько больше, чем мы рассчитывали).

Еда

Еды заложиди по 450гр на человека, а вот ребенка я почему-то считать не стал, считая что мы просто будем кормить ее своим а ест она мало.
Как оказалось, ест она много :-), так что за неделю пути до рыбного Умбозера мы конкретно проголодались.
Первые пять килограмм форели умяли сразу.



Готовили не джетбойле, газ покупали в Апатитах. Резьбовой газ нашли не сразу, магазине в пятом по счету.
Он оказался Омским ("Следопыт"), начатые баллоны слегка подтравливали, так что хватило еле-еле.

Ну и да, для рыбалки брали спиннинг. В силу поздней весны рыба в реки еще не пошла, ловилась только в Умбозере в устьях рек.
Но ловилась хорошо - форель и голец в районе 1-2кг, хариус 1-1.5кг, всего за два приема поймал около 10-12кг, которые хорошо дополнили меню.
Часть жалили на решетке сразу, оставшееся мариновали и несли с собой.



6 июня - Прилет в Апатиты, заезд до карьера, перевал Кукисвумчорр, спуск по реке Кунийок

По прилету сели в заказанное такси (какой-то небольшой джип) до Кировска. Попросили водителя остановиться купить газ в Апатитах -
в итоге резьбовой искали долго и мучительно. Везде в основном цанговый, для паяльных ламп. В итоге нашли только омский "Следопыт".
Газ нормальный, но баллоны фиговые, с плохими клапанами, из которых периодически подтравливал газ.

Попросили водителя завезти не до 25-го километра (конец асфальта) а дальше в сторону Кукисвумчорра, до карьера.
Здесь заканчивается дорога, по которой (судя по отчетам) могут гонять БелАзы. Это примерно +6км и примерно +900р к 1100 тарифа Аэропорт-25км.

БелАзов не было, но навстречу нам попался чувак в шортах и с горными лыжами за спиной. Это сразу насторожило,
поскольку мы считали что пошли в поход летом и снег уже сошел.



В реальности, отойдя от дороги метра на три, мы уже шли по снегу. Тропу и правильный брод сразу не нашли, поэтому первый ручей
бродили где придется - примерно по колено, протоптав проход к воде в снежных берегах.

К перевалу Кукисвумчорр пошли, пересекая снежники. Затем стали пересекать проталины. Затем проталины закончились пошел сплошной снег
вплоть до перевала. Судя по следам, перед нами здесь проходило много лыжных групп и один человек без лыж около недели назад.
Толщина снега - в районе полутора метров. Шаг с лыжни - и по пояс.





И это, на минуточку, какая-никакая, а дорога. Пока шли до перевала, я прикидывал что творится дальше по маршруту,
особенно в районе Умбозера, и к седловине Кукисвумчорра почти согласился внутренне просидеть всю неделю на базе КСС,
а потом вернутся в Кировск.





На перевале:



Озеро у седловины не вызвали желания вставать лагерем, пошли дальше.



Озеро "Сердцевидное" тоже было не очень привлекательным.



Однако дальше открылся вид на почти летние Хибины - видимо, просто экспозиция этого ущелья неудачна.



На спуске снег постепенно ушел с дороги и остался позади.







Появилась первая живность.



До зоны леса решили не идти, встали на первых ровных площадках у реки Куньок.





Это было ошибкой. Вскоре прилетела грозовая туча, полила дождём, а затем пошел такой ветер с перевала, что нашу легкую палатку
без штормовых оттяжек просто унесло. После того, как палатка была укреплена на палках, заваленных кучей камней, уносить ее перестало,
но порывами прогибало почти до земли.

В итоге я в течение все грозы, то есть около часа, стоял снаружи и держал палатку. Ну, заодно ужин приготовил.

Еще мы обнаружили две пищевых проблемы: во-первых, все приборы забыты в Москве, во-вторых, вместо обычной соли куплена соль
с прованскими травами. Ложки выстругал на месте из чего было. Были только сосновые поленья, оставленные какой-то группой.
После этих десяти дней вкус прованских трав с сосновой смолой я запомнил навсегда.

7 июня - Спуск мимо базы КСС до озера Гольцовое.

Гроза с ветром не вернулась, ночь прошла тихо.

Идем дальше вниз по Кунийоку к озеру Гольцовое. Прошли мимо базы КСС - ни звука, ни дымка, как будто никого нет. Не стали останавливаться.



Пообедали у лесного озера метрах в 300 справа от дороги.





Вскоре за базой начинается вырубка под рудник Олений Ручей.





Я слышал, что под документам должны были проложить дорогу, а на деле вырубили больше - но не представлял истинных масштабов.
Лес вырублен по всей ширине долины, почти от КСС почти до Гольцового озера. При этом часть вырубки еще и сгорела, а часть вырублена совсем недавно.



Впрочем, карма свое отыграла.

По дороге на вырубке множество медвежьих следов - наверное, мишке сейчас нелегко.



Анка меж тем освоила новые игрушки:



Дошли до Гольцового, попытались пройти дальше по косе до Щучьего, но ничего не вышло. Косу залило, вместо нее был брод где-то по пояс
метров на сто. Встали на Гольцовом, тем более что опять собирался дождь.





Половил спиннингом на озере и Кунийоке, безрезультатно.

8 июня - Подьём на перевал Умбозерский, спуск до зоны леса.

Вернулись на вырубку



C нее ушли по дороге, идущей на перевал Умбозерский. Вскоре дорога уперлась в первый брод ручья Партамйок, стекающего с перевала.



Брод был по колено, дальше дорога должна была вернуться на правый берег ручья. Потратил час, пытаясь найти проход по правому берегу без брода, его нет.

Ну ладно, перебродили стенкой. Дальше дорога идет вдоль реки, постоянно переходя с одного берега на другой, то есть подобных бродов еще штук пять-шесть.



Ближе к седловине начинают попадаться снежники, но не в таких масштабах как на Кукисвумчорре.



Вроде как седловина:







Озера на перевале частично под тонким льдом. Осколки льда постоянно перемешиваются волной, отчего вокруг стоит приятный хрустальный звон.



Единственный стремный момент - обход одного из озер по 20-градусном снежнику. Впрочем, приноровились вытаптывать ступени кроссовками.





Сразу за перевалом снежники заканчиваются, начинаются луга (ну ладно, замшелые пустоши). Красота.







Анке тоже нравится:



Спускаемся с перевала по ручью Каскаснюйок. Основная дорога идет по руслу ручья, там довольно мокро.





Да, по поводу дорог в Хибинах. По Хибинам ездят геологи на "Уралах", там где они проезжают автоматически появляется дорога.
Это и плюс (без дорог практически не ходили) и минус ("Урал" гораздо проходимее человека, особенно в части водных препятствий).



Видна тропа по правому берегу, но она скорее всего уходит на перевал Куропачий, нам туда не надо.
Идем по дороге, местами довольно долго по щиколотку в воде. Неопреновые носки рулят.



Начинается высокий левый берег, тропа уходит туда. Идем по тропе - в лесу суше и приятнее. Останавливаемся на первых пологих местах.
Здесь когда-то стояли туристы-лыжники: есть пентагон под костер и остались наколотые под печку дрова. В этой реке рыбы тоже нет.

9 июня - Спуск до слияния р. Каскаснюйок и Тульйок.

Продолжаем спускаться по тропе, затем она выходит на разливы реки и вливается в дорогу. Дорога довольно долго идет по руслу
одного из притоков, но в конце концов уходит на левый берег.



Легче от этого не становится - местность заболоченная, море грязи.





Анку после привала в рюкзак не затащишь



Там, где река забирает вправо, стремясь навстречу Тульйоку, дорога наконец выходит в высокие сухие сосновые боры.



Встали в очень живописном месте в паре километров ниже слияния.



Прямо напротив палатки в реке большой камень, о который с шуршанием разбивается струя.



Здесь обязан быть хариус, но его нет. Впрочем, гнуса тоже почти нет. Скорее всего, эти два факта связаны -
из-за поздней весны еще не вылетела мошка и комары и рыбе особого резона идти из теплого Умбозера в холодные реки нет.

10 июня - Спуск по реке Тульйок до Умбозера, по берегу до устья р. Мальвальтайок и переправа на пакрафте.

Продолжаем спускаться по дороге и наконец выходим на берег Умбозера.



Размеры поражают - из-за легкой дымки кажется, что часть озера скрывается за горизонтом.



На берегу - песчаный пляж и сильный ветер.



Анна требует отвести ее к воде и отказывается уходить. Стоит и радостно гукает на озеро.

По берегу прошли на север, до устья ручья Мальвальтайок. На впадении ручей широк и глубок. Обедаем, покамест надуваем пакрафт.



После обеда переправляемся. Как решить задачу в волке, козе и капусте в данной постановке мы не придумали,
так что просто сначала я перевез Иру с ребенком, потому вернулся за рюкзаками.

У самого брода берега озера заболочены, встали метрах в 300 дальше по берегу, где повыше. Опять чьё-то место лагеря, есть костровище и немного дров.

С берега ничего не ловилось, отправился на пакрафте в устье реки. Сначала покатался с дорожкой, после первой поклевки
стал бросать блесну с лодки. И началось! Первую форель на 2кг вытащил, выгребя на мелководье и выпрыгнув из лодки (подсачека-то нет).
Потом приноровился, вторую помельче вытащил в лодку, а потом так же принял гольца на пару кг. По дороге в лагерь собрал еще дров,
чтобы было на чем пожарить рыбу.



Килограммовую форель сварили, большую зажарили на решетке, гольца замариновали в горчице назавтра.



Наконец-то наелись. Анна умяла, кажется, грамм триста. Это не считая нормального ужина. За уши было не оттащить.

Вечером стихло и Умбозеро превратилось в зеркало.













На берегу на нас напал кулик - видимо, отвлекал от гнезда:



11 июня - Пересекаем полуостров, идем вдоль берега до места для палатки с водой.

Дальше - по берегу Умбозера до Ревды. Вскоре за Мальвальтайоком начинается большой полуостров, его проще "срезать", чем обходить по берегу.
Перед полуостровом - узкая протока глубиной по бедро, перешли вброд.



Дальше снова по дороге на север, где-то в районе дальнего края полуострова вышли к старому лагерю геологов. Шурфы, мусор, разлитый мазут.
Пройдя через лагерь, пропустили поворот к побережью и ушли в сторону на пару километров по новой дороге.
Там попробовали срезать к Умбозеру по старой дороге, перебродив протоку между озерами, но аккурат за протокой была полянка с шурфами
и дорога заканчивалась. Аккуратно вернулись до лагеря геологов и нашли нужный поворот.

По хорошей дороге дошли до Умбозера. То, что на карте было показано как широкая протока из озера в Умбозеро,
оказалось небольшим ручьём - легко перебродили и пошли дальше.

А дальше дорога огибает отрог, слегка забираясь на него, и идет через иву и молодой березняк.



Палатку ставить негде, ручьёв нет, до воды далеко. К вечеру прошли ивняк, дошли до небольшого озерца со сторожкой,
неподалёку нашли площадки для лагеря с видом на окрестности.





12 июня - Идем до пролива между Умбозером и заливом Чудолахт, переправляемся на пакрафте, встаем за косой.

Продолжаем топить по проселку вдоль берега Умбозера.









С холмов дорога спускается вниз и опускается в болота и ручьи.





Переходим вброд реку Кальок на разливах. Река большая, но здесь разбивается на десяток мелких рукавов.



Дошли до пролива между Умбозером и заливом Чудолахт. На фотке он вдалеке, близко просто маленький ручей:



Это - второе место, ради которого мы тащили пакрафт. Пока обедали и надували лодку, подверглись нападению кусачей мошки
(впервые за поход), несмотря на сильный ветер.

В залива стоит катер с рыбаками - первые люди, которых мы видим в этих краях.

Переправляемся. Глубоко - дна местами не видно.





Проходим дальще по песчаной косе до ее конца, встаём лагерем на заливе. Здесь прямо у воды лежат снежники, довольно прохладно. С Умбозера ураганный ветер.



Пару часов впустую ловил на заливе с пакрафта, потом наудачу сходил к устью и вытащил пару форелек на ужин. Вечером еще раз пошел к устью -
форельки исчезли, зато пошел крупный хариус. Неплохо. Замариновали. Пошел сильный дождь.

13.06. Идем до моста через реку Сура, встаем на другом берегу.

Сильный дождь шел всю ночь и продолжился утром. Идем по дороге по направлению к реке Сура. Мокро и холодно, Анка видимо тоде начинает подмерзать.
Ускоряемся и доходим до Суры. Мост через реку - в ужасном состоянии, полусгнивший. По скользким бревнам
аккуратно переходим на левый берег и встаем на берегу плеса ниже моста.



В воздухе кружит куча чаек, в реке плещется какая-то мелкая рыбешка, но на блесну не берет. Ну понятно,
сюда нормальная рыба из Умбозера тоде еще не поднялась.

Холодно, пытаюсь найти дрова - их нет. Судя по количеству стоянок, все дрова извели рыбаки. Вспомнил, что перед мостом
был горельник с кучей сушин. Вернулся, насилу нашел одну небольшую (килограмм на сорок-пятьдесят). Дотащил до моста, и чувствую себя
гимнастом-тяжелоатлетом, балансируя этой "штангой" перебрался к палатке.

Дальше - костер, замаринованняа рыба на решетке, тепло, ммм...

14.06 - Идем к поселку Ревда, встаем не доходя пары км на берегу реки Шомийок.

К утру дождь почти закончился, продолжаем идти по проселку по направлению к Ревде.



От заброшенной военной части начинается асфальт. Судя по всему, положили его лет 30 назад, а до сих пор лучше многих московских дорог, несмотря на климат.



Доходим до железной дороги Ревда-Кировск. Еще в 2000 (ха-ха, 14 лет назад) я видел здесь живые паровозы, сейчас полотно разобрано.
Переходим его и идем по параллельной грунтовки. Выходим на асфальтовую дорогу. Цивилизация. Даже сотовая связь появилась.

Дошли до старого вокзала Ревды, надо уже где-то вставать лагерем, иначе придется ночевать в городе.
Километров за пять до города
сворачиваем вправо на проселок и проходим по нему пару километров до реки Шомийок. Она тут метров пять в ширину, до ближайшего коттеджа -
не меньше полукилометра, тихо и хорошо. Ставим палатку на мху, доедаем продукты и дожигаем газ.

15.06 - Выходим в Ревду, на автобусах доезжаем до Апатитов

Газа хватило даже на утренний чай. Как оказалось потом, можно было продолжить идти по проселку и выйти прямо к автовокзалу Ревды.
Мы этого не знали, поэтому вернулись на асфальт и сделали крюк через город.

Вышли к "автовокзалу" - каморке в квадратном кирпичном здании бара "Перекресток".



Здесь за 14 лет не изменилось ничего, даже надпись "Добро пожаловать в ад!" та же (разве что ад попытались закрасить, но скорее выделили).



Пока ждали автобус, увидел еще одно изменение - у сотрудницы ГУИНа, идущей на смену в колонию, волосы выкрашены в ярко-красный цвет.
В 2000 такого не было!

Автобус в Оленегорск - 8:35, прибытие 10:00, перед ним - маршрутка. Сели в маршрутку за 200р, чтобы успеть на Оленегорск - Апатиты в 10:05.
Реально автобус приходит около 9:25 и все равно все автобусы встречаются в Оленегорске. Автобус в Апатиты 250р/чел + 38р/место багажа.







В Апатитах поселились в "апартаментах", забронированных через booking.com, которые на деле оказались обычной квартирой.
Естественно, на месте нас никто не ждал, но хозяин прикатил минут за десять на веле и пустил нас.

В Апатитах такси до аэропорта 400-500р, но нет детских креслами. Заказывать знакомого водителя из Кировска - на 400р дороже.
В интернете ничего полезного не нашли, позвонили хозяину "апартаментов" и разузнали про автобусы. Оказалось, что автобус Кировск-Аэропорт (№130)
проходит через Апатиты, а остановка - в 500 метрах от нашего жилья.

На следующий день сели на 130 автобус, на Академке (Ферсмана, 8) в 9:40, 76р за двоих. Аэропорт-самолет-Москва.

По итогам, в походе ребенок веселился гораздо больше, чем в городе и за 10 дней развился примерно как за два предыдущих месяца:
Анка научилась ходить, держась за одну руку (до этого не ходила вообще никак), стала более подвижной и сообразительной.
Tags: kinder, kolsky-2014, photo, tourism
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments